Тезисы:
1. Передача информации - универсальный признак существования живой материи, ее фундаментальный знак.
Информационный обмен возник на заре возникновения жизни и пережил несколько ключевых этапов, отражающих эволюцию развития живой материи. Первый из этих этапов связан с "дочеловеческими" формами коммуникации, связанными с пространственно-временными и органическими процессами, укорененными в природе: это телесно-кинестетическая, пространственная и органическая коммуникация, характеризующие информационный обмен в рамках биосферы. Он осуществляется на непосредственном уровне с помощью органов чувств и не связан с семиотическими системами.
Второй этап - социальная коммуникация, связанная с передачей отношений, коммуникативных намерений и другой эмоциональной информации между людьми. Она уходит корнями в дочеловеческое общение и переходит в человеческом социуме в новое качество, обусловленное новыми носителями информации - осмысленным звуком и визуальными символами. Этот этап опирается на речь, музыку и другие виды искусства.
Третий этап - гносеологическая коммуникация, связанная с передачей идей и мыслей. Этот тип коммуникации опирается на ноосферу и высшие интеллектуальные способности человека. Он предполагает существование особых знаковых систем - письменной речи, математических символов и других искусственных языков, созданных со специальной целью.
2. Социальная коммуникация между отдельными индивидами и социальными группами предполагает несколько возможностей, обозначенных в исследованиях доисторического этапа существования цивилизации.
Фундаментальный признак социума - обозначенные и принятые всеми членами общества социальные роли и способы их утверждения и функционирования.
Один из таких способов - формирование коммуникативных архетипов, универсальных звуковых, зрительно-пространственных и моторно-пластических знаков, символизирующих определенные социальные отношения и роли.
3. Первый архетип, архетип призыва, отмеченный в древнейших фольклорных образцах, обозначает общение лидера и толпы: от лидера исходит побуждающий импульс, приказ, вдохновновляющий знак, обладающий значительным общественным содержанием.
Он возник в ходе военных конфликтов, охоты и обладает определенной активностью, агрессивностью и пафосом. Его звуковой облик отличается громкостью, размашистой восходящей звуковой линией, широтой диапазона. Зрительно-пространственный код архетипа призыва тяготеет к широким, часто зигзагообразным линиям, большому объему звуковой массы. Моторно-пластические ассоциации связаны с призывными жестами, активными движениями, прыжками и толчками.
Архетип призыва известен также и в облегченном варианте, который используется в развлекательных жанрах, обладает менее властным и серьезным характером, а напротив, тяготеет к шутке, как например канкан или застольная песня.
4. Второй архетип, архетип прошения, также известный из древнейших форм фольклора, связан с мольбой, молитвой о пощаде или ниспослании благ.
Этот архетип обозначает социальное отношение по типу: низший к высшему, слабый к сильному, зависимый к обладающему властью. Он во всем противоположен архетипу призыва: звуковой облик архетипа прошения тяготеет к умеренно тихой звучности, плавным округлым звуковым линиям;
его зрительно-пространственный рисунок и моторно-пластическое наполнение напоминают фигуру поклона, реверанса, гибкого ниспадающего жеста. Вся лирическая сфера в музыке связана с архетипом прошения и опирается на его коды.
5. Третий коммуникативный архетип, архетип игры, построен на общении равных с равными в празднично-игровых ситуациях, где превосходство и социальные роли сняты и нивелированы.
Таковы детские игры, хороводы и подобные им ситуации, когда члены общества ощущают единение в общей радости. Здесь преобладают прерывистые, вьющиеся линии, тяготеющие к круговым движениям, равномерность ритма, увертливость жеста, скользящие моторно-пластические ассоциации. Этот архетип распространен во многих видах виртуозной музыки, в шутливых и карнавальных сценах, подразумеваемых в разных музыкальных жанрах.
6. Четвертый коммуникативный архетип - архетип медитации, связанный с общением в стиле solo, когда душа говорит сама с собою и, быть может, с умопостигаемым божеством.
Здесь господствует тихая звучность, бесконечные лентоообразные линии, вариантное развертывание ровных, безакцентных мелодических ходов. Моторно-пластические ассоциации архетипа медитации тяготеют к качанию, кружению, маятникообразным движениям. Многие религиозные песнопения в духовной музыке и, например, колыбельные песни в музыке светской - характерные примеры архетипа медитации, с которым связана вся углубленно-сосредоточенная сфера музыкального выражения.
7. Названные коммуникативные архетипы лежат в основе основных психо-эмоциональных кодов звукового общения, музыкального и речевого.
В них зашифровано целостное отношение между говорящим и слушающим, между "отправителем" и "получателем" звукового сообщения, зашифрован тип и строй их социального взаимодействия.
Коммуникативные архетипы восходят к глубокой древности, основаны на фундаментальных психологических информационных кодах, которые и теперь служат ключом к расшифровке основного содержания звукового высказывания в разных видах и формах звуковой коммуникации, в разных жанрах и видах музыки независимо от ее стилевой принадлежности.
8. Коммуникативные архетипы объединяют все звуковое общение людей в единый акустико-семиотический универсум.
В силу присутствия в них незвуковых эквивалентностей в моторно-пространственных формах могут служить ключом также и для незвуковых форм общения, например, в искусстве хореографии и частично в изобразительном искусстве, имея в виду, что линия и фактура в произведении изобразительного искусства суть также зашифрованные жесты, движения руки художника, передающие определенные коммуникативные намерения.