Яндекс.Метрика
      STENTOR -            infinity of sound
              ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 
           КОММУНИКАТИВНЫХ АРХЕТИПОВ -
УНИВЕРСАЛЬНЫХ СЕМИОТИЧЕСКИХ КОДОВ -
  НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
                                                 Д.К. Кирнарская               


                                       Тезисы:


       1. Передача информации - универсальный признак существования живой материи, ее фундаментальный знак.

       Информационный обмен возник на заре возникновения жизни и пережил несколько ключевых этапов, отражающих эволюцию развития живой материи. Первый из этих этапов связан с "дочеловеческими" формами коммуникации, связанными с пространственно-временными и органическими процессами, укорененными в природе: это телесно-кинестетическая, пространственная и органическая коммуникация, характеризующие информационный обмен в рамках биосферы. Он осуществляется на непосредственном уровне с помощью органов чувств и не связан с семиотическими системами.

       Второй этап - социальная коммуникация, связанная с передачей отношений, коммуникативных намерений и другой эмоциональной информации между людьми. Она уходит корнями в дочеловеческое общение и переходит в человеческом социуме в новое качество, обусловленное новыми носителями информации - осмысленным звуком и визуальными символами. Этот этап опирается на речь, музыку и другие виды искусства.

       Третий этап - гносеологическая коммуникация, связанная с передачей идей и мыслей. Этот тип коммуникации опирается на ноосферу и высшие интеллектуальные способности человека. Он предполагает существование особых знаковых систем - письменной речи, математических символов и других искусственных языков, созданных со специальной целью.



       2. Социальная коммуникация между отдельными индивидами и социальными группами предполагает несколько возможностей, обозначенных в исследованиях доисторического этапа существования цивилизации.        
       Фундаментальный признак социума - обозначенные и принятые всеми членами общества социальные роли и способы их утверждения и функционирования.

       Один из таких способов - формирование коммуникативных архетипов, универсальных звуковых, зрительно-пространственных и моторно-пластических знаков, символизирующих определенные социальные отношения и роли.


       3. Первый архетип, архетип призыва, отмеченный в древнейших фольклорных образцах, обозначает общение лидера и толпы: от лидера исходит побуждающий импульс, приказ, вдохновновляющий знак, обладающий значительным общественным содержанием.
       Он возник в ходе военных конфликтов, охоты и обладает определенной активностью, агрессивностью и пафосом. Его звуковой облик отличается громкостью, размашистой восходящей звуковой линией, широтой диапазона. Зрительно-пространственный код архетипа призыва тяготеет к широким, часто зигзагообразным линиям, большому объему звуковой массы. Моторно-пластические ассоциации связаны с призывными жестами, активными движениями, прыжками и толчками.
          Архетип призыва известен также и в облегченном варианте, который используется в развлекательных жанрах, обладает менее властным и серьезным характером, а напротив, тяготеет к шутке, как например канкан или застольная песня.


       4. Второй архетип, архетип прошения, также известный из древнейших форм фольклора, связан с мольбой, молитвой о пощаде или ниспослании благ.
       Этот архетип обозначает социальное отношение по типу: низший к высшему, слабый к сильному, зависимый к обладающему властью. Он во всем противоположен архетипу призыва: звуковой облик архетипа прошения тяготеет к умеренно тихой звучности, плавным округлым звуковым линиям;
его зрительно-пространственный рисунок и моторно-пластическое наполнение напоминают фигуру поклона, реверанса, гибкого ниспадающего жеста. Вся лирическая сфера в музыке связана с архетипом прошения и опирается на его коды.


       5. Третий коммуникативный архетип, архетип игры, построен на общении равных с равными в празднично-игровых ситуациях, где превосходство и социальные роли сняты и нивелированы.
        Таковы детские игры, хороводы и подобные им ситуации, когда члены общества ощущают единение в общей радости. Здесь преобладают прерывистые, вьющиеся линии, тяготеющие к круговым движениям, равномерность ритма, увертливость жеста, скользящие моторно-пластические ассоциации. Этот архетип распространен во многих видах виртуозной музыки, в шутливых и карнавальных сценах, подразумеваемых в разных музыкальных жанрах.


       6. Четвертый коммуникативный архетип - архетип медитации, связанный с общением в стиле solo, когда душа говорит сама с собою и, быть может, с умопостигаемым божеством.
       Здесь господствует тихая звучность, бесконечные лентоообразные линии, вариантное развертывание ровных, безакцентных мелодических ходов. Моторно-пластические ассоциации архетипа медитации тяготеют к качанию, кружению, маятникообразным движениям. Многие религиозные песнопения в духовной музыке и, например, колыбельные песни в музыке светской - характерные примеры архетипа медитации, с которым связана вся углубленно-сосредоточенная сфера музыкального выражения.


       7. Названные коммуникативные архетипы лежат в основе основных психо-эмоциональных кодов звукового общения, музыкального и речевого.
       В них зашифровано целостное отношение между говорящим и слушающим, между "отправителем" и "получателем" звукового сообщения, зашифрован тип и строй их социального взаимодействия.        
       Коммуникативные архетипы восходят к глубокой древности, основаны на фундаментальных психологических информационных кодах, которые и теперь служат ключом к расшифровке основного содержания звукового высказывания в разных видах и формах звуковой коммуникации, в разных жанрах и видах музыки независимо от ее стилевой принадлежности.


       8. Коммуникативные архетипы объединяют все звуковое общение людей в единый акустико-семиотический универсум.
       В силу присутствия в них незвуковых эквивалентностей в моторно-пространственных формах могут служить ключом также и для незвуковых форм общения, например, в искусстве хореографии и частично в изобразительном искусстве, имея в виду, что линия и фактура в произведении изобразительного искусства суть также зашифрованные жесты, движения руки художника, передающие определенные коммуникативные намерения.











Кирнарская Дина Константиновна
Доктор искусствоведения, профессор, проректор по творческой работе, зав.Кафедрой истории музыки
Российская Академия музыки им. Гнесиных
Адрес: 121069, Москва, Поварская ул., 30-36
Тел.: (7095)2915813
Факс: (7095)2915813
E-mail: creativ@complat.ru

Методические материалы Учебные программы
             Российской Академии музыки
                       им. Гнисиных

скачать книгу:    Д.К.Кирнарская . Музыкальные способности .
скачать книгу:    Теплов Б.   Психология музыкальных способностей .
HOME     |     PRODUCTS     |     SERVICES     |     CONTACTS    |   information   |   prices
      STENTOR -            infinity of sound
Новая версия сайта: margashov.com
Hosted by uCoz