Научные основы музыкального воздействия
Научная музыкальная психология берет свое начало в труде немецкого естествоиспытателя Г. Гельмгольца "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки". В своем труде Гельмгольц попытался ответить на многие научно-практические вопросы, связанные с проблемами восприятия, творчества, диагностики способностей, методики музыкального воспитания, что дало толчок развитию почти всех направлений музыкальной психологии. Основной работой Гельмгольца была разработка резонансной теории слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия. Другой плодотворной идеей Гельмгольца было представления о том, что единичный звук представляет собой своего рода аккорд, звучание которого основано на законах акустики. В созданной им же теории консонанса и диссонанса эти два музыкальных явления объяснялись наличием биений между частичными и комбинационными тонами. Эти биения иначе назывались им "шероховатостями". Наибольшее число их было в диссонирующих интервалах - тритонах и септимах, наименьшее - в октавах и квинте.
Большой вклад в изучение музыкальных явлений внес другой немецкий исследователь. К. Штумпф заложил основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Суть этой концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука - частоты его колебании - изменяются одновременно два психологических признака звука - его тембр и высота. Эти идеи были развиты затем в трудах М.Майера, Г.Ревена, В.Келера.
Важным положением гештальтпсихологии, которая за примерами часто обращалась к музыке, являлось то, что целое в восприятии не равно сумме отдельных ощущений - от звуков, тембров, ритмов. Одной из первых работ наиболее полно представляющей направление гештальтпсихологии в теории музыки явилось работа Э. Курта в 1931 году. В этой работе успешно разработаны такие понятия, как константность восприятия и его пространственные компоненты.
В 1946 году в Берне выходит книга Ревеша "Введение в музыкальную психологию" в которой автор отводит музыкальной психологии все еще подчиняемую роль, то есть рассматривает ее как один из разделов обшей психологии, не имеющий самостоятельного значения. Подобный взгляд на музыкальную психологию был преодолен в работе немецкого исследователя А. Веллека, который в 1963 году выпустил книгу "Музыкальная психология и музыкальная эстетика". Развивая идеи Курта, Веллек сформулировал закон парсиномии", согласно которому восприятие, являясь активным процессом, работает по принципу опережающего отражения. Слушатель строит гипотезу продолжения музыкальной мысли исходя из общих принципов построения целого, в котором фрагмент произведений звучащий в данный момент являются части целого. А.Веллек и другие представители гештальтпсихологии обогатили музыкальную науку представлениями о целостности, образности, структурной организованности, константности. В процессе восприятия происходит непрестанное движение от целого к частностям и от частностей к целому. При встрече с новым и незнакомым объектом, которым может быть и музыкальное произведение, сознанию бывает трудно сразу охватить его целиком и поэтому внимание фиксирует лишь отдельные, наиболее яркие детали. Повторные прослушивания помогают уяснить произведение целиком, когда становится ясной и понятной его внутренняя структура.
Проблемы музыкальной психологии получили широкую разработку в трудах В.М. Теплова, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Т.С. Тарасова, Л.Л. Бочкарева.
Наиболее разработанная область музыкальной психологии - эта психология музыкального восприятия. В разработку этой проблемы внесли свой вклад как отечественные музыковеды и теоретики - Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Ю.Н.Тюлин, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, так и психологи - Б.М. Теплов, М.В. Блинова, С.Н. Беляева-Экземплярская.
Все современные исследователи проблем музыкального восприятия отталкиваются и исходят из того факта, который установил Б.М. Теплов, а именно, что основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения. По мнению Б.М. Теплова, эмоциональное содержание подлинно большого произведения музыки совершенно определенно.
Неопределенным является лишь его словесное описание.