Психологические механизмы
воздействия музыки.
На наш взгляд, для более глубокого и многомерного понимания воздействия на психику человека, мы можем использовать понятие языков сознания. Еще в 90-ые годы мы ввели их классификацию как языков ощущений, эмоций и чувств, образов, символов, знаков. Все это разные языки, обладающие внутренними законами и своей логикой.
В филогенетическом плане все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни как способы отражения реальности и в онтогенезе усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем эмоции и чувства, затем образы и, наконец, символы и знаки.
В реальном потоке психического любой звуковой стимул вызывает перцептивную организацию, эмоционально-чувственное реагирование и попытку категоризации, то есть любое переживание даже примитивного звука человеком целостно, не говоря уже о воздействии музыкального произведения. Но использование представления о языках сознания, на мой взгляд, обладает объяснительной красотой и убедительностью в понимании воздействия музыки на психику человека.
На уровне ощущений звук обладает универсальностью не только для человека, но и биологичностью, важным стимульным значением для всего животного мира. В живой природе широкое распространение имеют музыкоподобные явления. Мы их вполне можем соотнести с человеческой музыкой.
Эту часть книги я пишу недалеко от города Карата на северо-востоке Таиланда, в медитативном центре Кратомхина.
Сижу на балконе в сумерках и слушаю многоголосый хор вечернего пробуждения: тут фоном идут музыкальные упражнения цикад, пение птиц, горловые звуки обезьян, кваканий лягушек из озера рядом и множество других звуков, принадлежность которых кому-то я бессилен определить.
Несмотря на то, что люблю музыку и ее очень много в компьютере, уже 5 дней не включаю музыку. Эти вечерние и ночные концерты живой природы я вполне могу приравнивать к музыкальному искусству.
Огромный диапазон музыкоподобных явлений в природе говорит в пользу того, что и музыка человека возникла на каком-то специфическом биологическом базисе, на фундаменте особых организмических свойств и инстинктов, как особый способ внутривидовой и межвидовой коммуникации.
Воздействие музыки на уровне ощущений основано на том, что
нервная система, а с ней мускулатура и все тело обладают способностью усвоения ритма, реагирования на структуру музыки. Музыка влияет
на все функциональные системы человека. Частота сердечных сокращений,
пульс, кровяное давление, дыхание, мышечный тонус и другие телесные переменные зависят от высоты, силы, звука, тембра,
темпа, тональности музыкального произведения. Вне сомнения, звуковое восприятие организовывается слуховой модальностью, но звук мы в некотором смысле воспринимаем всем телом.
Когда я впервые увидел, как младенец внутри утробы матери улыбается музыке Моцарта, понял - человек переживает музыку телом. В этом заключается чудо музыки. Прежде, чем ребенок сможет восхищаться цветом, формой, запахом, вкусом, смыслом, он наслаждается звуком. И совершенным камертоном восприятия этого пространства звуков является тело.
Взаимосвязь музыки с эмоциями и чувствами человека наиболее разительна и убедительна. Психологическая наука традиционно связывает музыкальное искусство и мир человеческих эмоций. Вне сомнения - основным содержанием музыкального произведения являются чувства, эмоции и настроения.
Восприятие музыки, глубина и яркость переживаний зависит от эмоциональности - свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты переживания музыки личностью отражают явления и ситуации, ассоциированные с музыкой и имеющие особую значимость для субъекта. Эмоциональное переживание музыки неразрывно связано со стержневыми особенностями личности, ее культурным потенциалом, направленностью, мотивационной сферой, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр.
На мой взгляд, самым существенным элементом в переживании музыки является эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в матрицы переживания, которые заложены в самом музыкальном произведении композитором и исполнителем. Слышать музыку, понимать музыку - значит эмоционально ее пережить.
Под воздействием музыки возникают не только базовые эмоции - радость, грусть, страх, гнев, но и они могут пробудить чувство нежности, любви, трепета, неги, наслаждения и энтузиазма.
Эмоции являются всегда результатом некоторого взаимодействия. Чувства и эмоции, которые возникают как результат воздействия музыки, имеют еще развернутую процессуальную характеристику общения с музыкой.
Этот процесс всегда эмоционально окрашен и представляет собой организмическую и личностную интерпретацию особенностей музыки как закодированного чувственного сообщения.
Ритм и темп, взятые сами по себе, передают главным образом степень активности, степень психологического напряжения данной эмоции. Функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. Что же касается боли, борьбы, страдания, страха - вообще отрицательных эмоций, то они чаще вызывают нарушения ритмики организма.
Музыкальные эмоции возникают в какой-то степени в результате тех же витальных, соматических "систем удовольствия и неудовольствия". Ни способность различать музыкальные звуки, ни способность их воспроизводить не стоит в прямой связи со способностью эмоционально реагировать на музыку. Для наслаждения и страдания, угрозы и страха, уверенности и неуверенности, отрицания и утверждения - для всех этих состояний богатой, многомерной шкалы эмоциональных отношений существуют свои эмоционально-акустические музыкальные матрицы.
Музыка может пробудить чувство вдохновения и прилива жизненных сила. Исследования, проведенные нами недавно в русле эвристической психологии, показывают, что многие писатели, художники поэты задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Так действует музыка Бетховена, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру... (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием). Так действует музыка Моцарта и Вивальди, а для многих музыка современных групп Pink Floyd, Queen, Nazareth, а также исполнителей Kitaro, Jean Michel Jarre и Richard Clayderman.
Язык образов является способом открывания человеком в музыке для себя личностно значимого смысла. Это становится возможным благодаря аналогичности, резонансности не только семантики музыкального языка и семантических бессознательных структур человека, но ассоциированных биографических образных репрезентаций с музыкальными произведениями. В этом смысле музыкальное произведение является удобным инструментом для исследования личности слушателя, который, вкладывая в толкование содержания произведения определенный смысл, тем самым говорит и о себе, о своих внутренних пристрастиях. Здесь проявляются закономерности апперцепции, то есть влияние прошлого опыта. Каждый человек связывает музыку с определенными настроениями в событиях из своего прошлого опыта. Марш Мендельсона имеет не только свое внутреннее музыкальное содержание, но и является музыкальным культурным образом, который мы ко всему еще и проживаем как личностно значимый в свадебном обряде на русский манер.
Похоронный марш вызывает в моем сердце тревогу, печаль, горе еще и потому, что в десятилетнем возрасте я услышал эту музыку под исполнением духового оркестра во время похорон директора нашей школы. Он, наверняка, был очень хорошим человеком, все плакали, даже родители и другие взрослые, которых я никогда нее видел плачущими. И своим юным сердцем я чувствовал, что все это было искренне.
Бессознательные образы памяти, которые иногда не можем отрефлексировать до конца, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Таков механизм возникновения личностно значимого смысла. Музыка, являясь образной семантической матрицей, позволяет нам открыть себя в себе, иногда темные и неизведанные закоулки нашей души, уже невосполнимые утраты юности и ностальгию по силе, сакральные мечтания, воспоминания о будущем, уже может не такие ажурные.
Музыка может тебе напомнить, зачем ты живешь на этой земле и в чем суть твоего одиночества и напеть мотив о смерти и бессмертном.
Музыка это часто путь к себе, иногда предельное и обнаженное самораскрытие. Семантика музыкального переживания - это ожившие в индивидуальном сознании образы.
Что касается символьной структуры музыки, то он более отражен архетипическими конструктами коллективного бессознательного - обобщенными протосценариями глубинных архаических слоев психического.
Карл Густав Юнг считал музыку воротами, через которые можно проникнуть в коллективное бессознательное, которое представляет собой "психические осадки" бесчисленных переживаний архетипических образов. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Юнг говорил о том, что музыка имеет дело с таким глубоким архетипным материалом, что даже те, кто исполняет ее, не до конца понимают этого.
Архетипы - символьные обобщения очень большого и глубинного обобщения, но если проанализировать музыку с точки зрения ее архетипической тематики, то можно сказать в музыке могут быть заданы как тематические протосценарии - настроения (младенца, воина, мудреца, возлюбленного, шута и др.)
Не менее продуктивными способами символического содержания музыки анализ музыкального восприятия с коммуникативными архетипами. Коммуникативные архетипы являются не менее древними, чем эмоции - радость, гнев или печаль - стереотипы, "вечные образцы" человеческой коммуникации.