Четыре коммуникативных архетипа .
Существуют четыре главных вида общения между людьми, четыре коммуникативных архетипа (Д.И. Кирнарская).
Первый - это взаимодействие лидера и толпы, начальника и подчиненного, высшего и низшего; второй - это обращение низшего к высшему, когда первый взывает, просит, надеется, а его собеседник слушает и решает; третий тип социальной коммуникации - общение равных с равными, и поэтому оно наиболее естественно и легко; четвертый - общение с самим собой, со своей душой. Коммуникативные архетипы диктуют определенный эмоциональный тонус, двигательный эквивалент и пространственные координаты процесса общения, создают его обобщенный образ, имеющий интермодальный характер - зрительный, моторно-двигательный и слуховой, где все эти модальности пребывают в нерасторжимом единстве.
Коммуникативные архетипы вбирают в себя обобщенные конструкторы, отражающие в звуке смысл общения, его пространственные, мускульно-моторные и интонационные характеристики. Интонационный слух, прежде всего, распознает коммуникативный архетип через интонационный профиль, общий характер движения, через его пространственные и энергийные качества. Коммуникативный архетип призыва определяется типом мелодического движения. Древнейшие архетипы призыва относились к заклинаниям жрецов, к древнейшим военным и охотничьим ритуалам.
Архетип призыва имеет популярную разновидность, отмечает Кирнарская, где лидер общается с толпой не как полководец с армией солдат, но как тамада на свадьбе говорит с гостями или солистка варьете языком жестов общается со зрителем. Содержание такого общения - это подбадривание, попытка зажечь, повести за собой в делах отнюдь не столь важных как общий подвиг или защита от врага. К этой разновидности архетипа призыва относятся легкие жанры от бытовых песен до оперетты и мюзикла.
Второй коммуникативный архетип ближе к просительности. Традиционные ритуалы имеют множество такого рода ситуаций. К ним относятся выпрашивание невесты у родителей, и моление о ниспослании дождя, оплакивание умерших, которое является просьбой залечивания душевных ран на земле и о благоденствии усопшего на небе. Социальный смысл архетипа прощения - это общение низшего с высшим: теперь уже не сильный лидер говорит с послушной толпой, а лицо подчиненное и чувствующее свою зависимость обращает свой голос к тому, в ком оно видит исполнение своих желаний. Все лирические виды общения, все любовные признания и мольбы принадлежат коммуникативному архетипу прошения.
Архетип прощения проявляется в чувственных категориях, воплощая его содержание. В этом виде общения интонационный контур чаще волнистый - проситель неуверен, и его неуверенность отражается в неизбежных голосовых колебаниях, и поскольку чувство его велико и искренне эти волны весьма крупные, с явными подъемами и спадами. Мускульно-моторная составляющая архетипа прошения опирается на поклон, склонение головы и всего корпуса - интонационный профиль, соответствует базисной форме прошения. На коммуникативный архетип прошения, опирается вся лирическая музыка, от оперно-симфонической и камерной до джазовой и поп-музыки.
Третий вид социального взаимодействия основан на равенстве участников коммуникации. Этот вид коммуникации - как объясняет автор, след детской невинности, средоточие простодушной веселости, свидетельство абсолютной свободы мысли и действия, когда нет внутреннего, внешнего давления и напряжения. Этот коммуникативный архетип, Д.И. Кирнарская определяет как архетип игры. Она утверждает, что ее интонационный почерк слегка суетлив, но не назойлив, интонация может напомнить птичье стрекотание и щебетание, мускульно-моторный архетип игры чаще кругообразен. К музыкальному воплощению игры относится крайне оживленная и легкая виртуозная музыка.
Последний коммуникативный архетип, следы которого восходят к традиционным культурам древности, это архетип медитации. Он связан с состоянием одиночества и погруженности в себя, с сокровенными размышлениями. Архетип медитации - это общение с самим собой. Коммуникативный архетип медитации восходит к древнейшему жанру колыбельной песни, когда поющий как бы общается с самим собой, со своим лучшим "я", воплощенном в младенце.
Темп медитации спокоен и размерен, телесно-моторный ее эквивалент - это блуждание, колебание, с трудом захватывающее новое пространство. Это замкнутое пространство мысли, где каждый шаг хоть и ведет во Вселенную, но сопрягается лишь с соседним шагом, и весь путь с трудом просматривается сквозь вереницу предстоящих шагов. Коммуникативному архетипу медитации принадлежат музыкальные произведения, тяготеющие к размышлению и чувствованию
Коммуникативные архетипы представляют собой фундаментальный психологический словарь слуховых образов, своеобразных слуховых мыслеформ, на которые опирается и из которых выросла вся музыкальная культура.
Что касается музыки как знаковой системы, то она существует с одной стороны как нотная грамматика и текст, с другой стороны для людей с достаточно развитой музыкальной и общей культурой, возможно словесное описание музыкального произведения. Что касается первого аспекта - здесь мы видим проявление всех законов, связанных с освоением и использованием специализированного языка знаков.
Что касается того уровня рефлексии, когда работает система "как я мыслю музыкальное произведение", то в основном он наверно для людей не значим.
Наверно, само знаковое, словесно-логическое понимание музыки основано на метафорах, мифах и сложных образных описаниях как ответ на вопрос "на что это похоже". Следует признать одновременно, что только эти описания является чрезвычайно не типическими, предельно индивидуальными продуктами восприятия музыкального произведения. Только на уровне словесного описания музыки личность может проявиться как носитель собственной культуры самосознания, с апперцепцией, воображением, фантазийной вербальной тонкостью.
Мы можем сделать следующие выводы по этому параграфу:
1. Воздействие музыки на психику человека обусловлено тем, что она представляет из себя глобальный камертон, в котором музыка находит отзвук на всех языках сознания - ощущений, энергии, эмоций и чувств, образов, символов, знаков.
2. Личность не только проецирует себя как носителя социальной культуры в музыке, но и является активным коммуникатором в диадном взаимодействии "личность-музыка". Степень когнитивной сложности этого взаимодействия в большей степени зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной и духовной культуры личности.
3. Музыка является интегративным методом, воздействует на интеллектуальную, духовную, социальную и физическую сферы человека.
4. Знание объективных музыкальных параметров (лад, темп, тембр и др.) позволяет эффективно моделировать состояние сознания личности и группы, снизить неопределенность в процессах музыкального восприятия (эмоционально-эстетических реакциях слушателей) и улучшить эффективность музыкотерапии.
5. Действие музыкотерапии на личность и сознание модулируется индивидуальными и типологическими особенностями клиентов.
6. Интрасубъективный (выявление индивидуальных закономерностей музыкального воздействия) и интерсубъективный (учет реакций других слушателей, знание их типологических особенностей) подходы к прогнозированию эмоционально-эстетических реакций слушателей выступают как взаимодополнительные.
7. Существуют универсальные закономерности музыкального восприятия, инвариантные к каким-либо индивидуальным или типологическим особенностям слушателей. Они проявляется как типические на уровне ощущений, эмоций, образов и символов.